Сегодня, наверное, нет такого водителя, которому нужно объяснять, что такое аквапланирование. С этим явлением знаком практически каждый, кто бывал в машине под сильным дождем. Попадание одного или нескольких колес в лужу на скорости приводит к тому, что автомобиль частично теряет сцепление с дорогой и в зависимости от этого может стать полностью неуправляемым. Это связано с тем, что вода не успевает выдавливаться через рисунок протектора, и таким образом между шиной и твердым покрытием дороги образуется слой воды. Если вовремя не принять меры по предотвращению начавшегося планирования, машина, потеряв управление, легко может оказаться либо на встречной полосе, либо в кювете. Остановимся подробнее на том как избежать аквапланирования.
Не путайте аквапланирование с нормальным скольжением на мокрой дороге. При заносе, в отличие от аквапланирования, не происходит полной потери контакта шины с дорогой, что не так чревато последствиями.
Аквапланирование — это потеря сцепления шин с поверхностью дороги из-за слоя воды на поверхности. Как следует из самого слова, это буквально эффект «планирования на поверхности воды» — его еще называют «водяной клин». Как правило, это происходит, когда автомобиль на слишком высокой для текущих условий скорости въезжает в лужу или другое скопление воды. Главная опасность в этом случае — полная потеря сцепления: здесь оно даже ниже, чем на льду, так как трения в пятне контакта нет вообще.
Превышение скорости — одна из основных причин, но она может быть разной в зависимости от конкретных условий, поэтому нельзя сказать, что минимальная скорость (от дороги) — универсальный способ гарантированно избежать аквапланирования. Но помимо скорости есть ряд других факторов и причин, провоцирующих этот эффект.
КАКИЕ ФАКТОРЫ ПОВЫШАЮТ РИСК АКВАПЛАНИРОВАНИЯ?
Как было сказано выше, первый и самый важный фактор — это чрезмерная скорость. Шина обычного автомобиля имеет дренажные канавки, предназначенные для отвода определенного количества воды из пятна контакта. Когда автомобиль на большой скорости въезжает в лужу или просто на очень мокрую дорогу, шина просто физически не справляется с удалением такого количества воды. В результате в пятне контакта шины с дорогой появится водяная пленка, и сцепление с дорогой будет потеряно.
Толщина водной пленки является вторым логическим фактором. Если глубина пресловутой лужи велика, никакая шина не сможет отвести всю эту воду от пятна контакта. То есть при определенной скорости и толщине водной пленки возникновение аквапланирования просто неизбежно, и единственный способ повлиять на это — заблаговременно снизить скорость.
Оставшаяся глубина протектора шины является третьим по важности фактором, влияющим на потенциальный риск аквапланирования. Чем меньше глубина планок и канавок, отводящих воду, тем меньше этой воды они могут отводить. Поэтому изношенная шина гораздо менее эффективна в борьбе за сцепление с мокрой дорогой, чем новая – это необходимо учитывать при выборе скорости. Кроме того, некоторые активные водители в поисках максимального сцепления на сухой дороге устанавливают на свои машины специализированные спортивные покрышки – так называемые полуслики или даже слики, но не всегда учитывают, что меньшее количество дренажных каналов означает меньшая пригодность для вождения по мокрому покрытию. Поэтому необходимо осознанно подходить как к выбору резины, так и к своевременной замене.
Еще несколько факторов, от которых зависит возможность этого опасного воздействия, это давление в шинах, техническое состояние подвески автомобиля, его масса и состояние дорожного покрытия. С дорогой все просто: чем ровнее и качественнее дорога, и чем меньше на ней неровностей, кочек и выпуклостей, тем равномернее по ней распределяется вода – и тем выше риск аквапланирования. Кроме того, большую опасность представляют залитые дождевой водой асфальтовые дорожки: если двигаться «по накатанной дорожке», можно внезапно потерять управление.
Аквапланированию больше всего подвержены автомобили с повышенным износом. Поэтому, чтобы избежать аквапланирования, связанных с этим явлением, необходимо следить за состоянием резины и вовремя ее менять. При движении по мокрой дороге или в дождь, перед водной преградой важно снизить скорость и держать руль прямо, проезжая через опасный участок. Лучше постараться не совершать резких маневров в сторону, так как смена направления после начала аквапланирования неизбежно приведет к аварии.
Если при соблюдении всех мер предосторожности машина все же начала аквапланировать, следует постараться сделать все возможное, чтобы восстановить контроль над управлением. Ни при каких обстоятельствах вы не должны использовать экстренное торможение в это время. Это приведет лишь к еще большему ускорению автомобиля. Чтобы добиться снижения скорости, можно плавно отпустить педаль газа. Необходимо сгруппировать и держать руль твердо прямо, чтобы при резком ударе колес о твердую поверхность избежать пробуксовки из-за неконтролируемого вращения руля. Чтобы не ограничивать обзор, необходимо включить стеклоочистители. Как только одно из колес зацепится за твердую поверхность, поверните руль, чтобы вернуть автомобиль на полосу движения.